Еще 10 лет назад между Россией и Китаем был заключен договор, который предполагал строительство совместного моста через реку Амур. Значимость данного проекта настольно высока, что он долгое время символизировал приоритеты российской внешней политики. С китайской стороны обязательства по возведению конструкции были выполнены в короткие сроки, поэтому уже несколько лет часть моста простирается на расстояние, превышающее 1,5 километра. Но до настоящего времени отечественные компании не приступили к активной фазе работ, поэтому проект был заморожен.
Причины невыполнения обязательств с российской стороны
Значимость проекта переоценить сложно, он предусматривает существенное снижение стоимости железной руды, которая поставляется российскими компаниями китайским покупателям. Сегодня расстояние между ближайшим отечественным месторождением и крупнейшим предприятием Китая превышает 1000 километров. Использование моста через Амур позволило бы сократить указанную протяженность до 230 километров. Предприниматели, хорошо знакомые с логистикой, отлично представляют себе выгоду, которую обеспечил бы такой транспортный узел.
Но реализация проекта с российской стороны длительное время искусственно замедлялась, что вызывало неоднократные проявления недовольства с китайской стороны. Причины такого поведения отечественных строительных компаний объяснить несложно, они многократно озвучивались в публичных выступлениях чиновников:
- отсутствие необходимого для начала работ бюджетного финансирования, недостаток средств и инвестиций;
- опасение повышенной активности китайской стороны, которая может использовать магистраль в своих целях;
- сложности с выбором подрядной организации, получающей несколько сотен миллионов долларов бюджетных средств.
Начало строительных работ и прогнозируемые сроки их завершения
Объем строительных работ, которые возлагаются на российскую сторону в соответствии с контрактом, является гораздо более низким, чем уже выполненные обязательства Китая. В этом году подрядчик, который будет возводить мост, все-таки был определен, на берег Амура уже прибыла необходимая техника, поставлены материалы. Прогнозируемый срок запуска одной из крупнейших международных магистралей – июнь 2018 года. Эксперты отмечают, что активные действия отечественных чиновников были вызваны резкой критикой со стороны китайского руководства, которое устало ждать выполнения взаимных обязательств.