С 1 октября текущего года запущен аналог системы «Платон», который будет распространяться на морские грузоперевозки. Разработанное программное обеспечение существенно осложняет таможенные процедуры, часто дает сбои. Участники рынка уже высказывают многочисленные претензии и опасения, связанные с предстоящим оттоком товаров из российских портов. Если организация ввозит какую-либо продукцию по воде, то она обязана предварительно проинформировать об этом таможенные органы. Для этого используется специально разработанный портал «Морской порт», с которым уже ознакомили всех перевозчиков.
Как будет внедряться новая система контроля над грузоперевозками
Новую систему для грузоперевозок водным транспортом утвердило правительство страны, причем нормативные документы предусматривают ее поэтапное введение. С октября указанная обязанность будет в полной мере распространяться на все компании, работающие во Владивостоке. Одновременно контроль осуществляется в портах Петербурга, Новороссийска, но на этих территориях правила будут действовать в тестовом режиме. Сообщать необходимо обо всех грузах, которые ввозятся в указанные населенные пункты в контейнерах. Участники рынка предполагают, что нововведение существенно увеличит накладные расходы, вызовет отток товаров в гавани Прибалтики, где чиновники стремятся упростить все подобные процедуры.
В ходе исследования системы «Морской порт», через которую необходимо направлять соответствующие уведомления, было выявлено множество недоработок. Перевозчики сформировали список, который включает более 180 замечаний, относящихся к работе указанного сайта. Сам продукт разрабатывался на протяжении 5 лет, на его создание было потрачено 48 млн рублей из бюджета. Новые правила существенно расширили перечень информации, которую нужно сообщать таможенным органам. Номенклатура, вес, стоимость продукции теперь не удовлетворяют чиновников, поэтому каждый участник рынка обязан вводить массу других параметров.
Как перевозчики будут выполнять новые требования чиновников
Принятые правила предусматривают обязанность перевозчиков самостоятельно передавать все сведения таможенникам. Но морские транспортные компании сегодня просто не имеют доступа к сведениям, относящимся к товарной номенклатуре, стоимости продукции, которая находится в контейнерах. Представители этих организаций не могут проверять закрытую тару, поэтому они не выполняют перечисленные требования.