После возвращения Севастополя и Крымской Республики Российская Федерация получила в свое распоряжение пять морпортов. В будущем стратегия их развития изменится. Создаются новые условия для всей транспортной стратегии полуострова.
Крым представлен пятью портами. В большинстве своем это порты торгового назначения, но есть и рыбопромысловые. Создано специальное предприятие «Крымские морские порты», которое является собственностью Республики Крым. Наибольший грузооборот сконцентрирован в Керчи и Севастополе – почти 70 процентов от объема всего полуострова.
До присоединения Крыма к РФ динамика развития портов неуклонно снижалась. Несмотря на то, что с давних времен порты Азово-Черноморского бассейна предназначались для перевозки грузов, в советские времена приоритеты были расставлены по-другому. На первом месте были перевозки пассажиров и база в военно-морского флота в Севастополе. Перевозка грузов имела второстепенное значение. После развала СССР пассажирские перевозки сократились, а западные «партнеры» постарались, чтобы грузоперевозки не получили должного развития.
Распоряжаясь морскими портами, Украина не смогла оживить даром доставшуюся ей инфраструктуру. Сегодня Крым уже является неотъемлемой частью России, правительство выделило на развитие транспортной системы Крыма крупные денежные средства. После прогнозов аналитики пришли к выводу, что активировать все мощности портов можно только при наличии переправы через Керченский пролив.
Рассматривались варианты строительства подводного туннеля или возведение моста. Главное – чтобы появилось транспортное сообщение с континентальной железной дорогой. Сегодня уже никто не сомневается: этот грандиозный проект будет выполнен в поставленные сроки, а значит, в скором будущем развитие крымских портов получит новый мощный виток. Появятся новые возможности не только у полуострова Крым, изменяется значимость портов Краснодарского края. Если раньше Тамань была единственным местом, с которого могла осуществляться морская транспортировка сжиженного газа, то сегодня к ней присоединились еще четыре терминала Керчи. Конечно, все зависит от стратегии государства, но скоро мы будем наблюдать неуклонное развитие всей транспортной системы крымского полуострова. Западным странам придется подстраиваться под политику нового, сильного игрока на рынке грузоперевозок.