Эксперты проанализировали динамику грузоперевозок различными видами транспорта за прошедшие месяцы текущего года. В результате выяснилось, что железнодорожные потоки товаров постепенно вытесняются автотранспортом. Ежемесячно по магистралям перемещают до 150 тысяч тонн той продукции, которая обычно транспортировалась вагонами. В зимний период этот показатель сокращается до 30-50 тысяч тонн, что тоже является весьма существенной потерей для отрасли. Эта тенденция отнимает у профильных компаний по 210-215 миллиардов рублей ежегодно, что составляет около 12% от их текущей выручки.
Какие товары предпочитают перемещать по автодорогам
Исследователи выявили, что автомобильным транспортом стали перевозить несколько категорий товаров:
- металлолом – за счет него перевозчики теряют 300-600 миллионов рублей прибыли ежегодно;
- черные металлы, которые отнимают до 25 миллионов рублей при средней транспортировке на 500 км;
- лес и пиломатериалы, сельскохозяйственная продукция, сборные грузы, дающие большую сумму убытков.
На протяжении последних полутора десятилетий в стране сохранялось традиционное соотношение, согласно которому автотранспортом перевозили 80% грузов, а вагонами – 20%. Текущий год станет переломным, поскольку доля автомобильных перевозок существенно возрастет. Такая ситуация создает существенную угрозу для рынка, поскольку ее дальнейшее развитие может происходить по китайскому сценарию. В этом государстве недостаточное внимание к развитию железнодорожных перевозок привело к тяжелым последствиям. Они выразились в том, что грузовики стали доминировать, перевозя в 20-40 раз больше товаров (в зависимости от региона).
Какими последствиями грозит увеличение доли автотранспорта
Многие эксперты позитивно отзываются о выявленной тенденции, считают увеличение доли перевозок по автодорогам положительным явлением. Но в Китае это привело к резкому увеличению автопарка, уменьшению эффективности его эксплуатации, существенному росту постоянных расходов на содержание магистралей. Бюджет может просто не выдержать таких затрат с учетом негативной ситуации с состоянием большинства трасс. Существующим требованиям полностью соответствует только 38% федеральных автодорог, причем 29% эксплуатируется при сверхнормативной загрузке.
Если железнодорожные компании не будут проявлять инициативу при конкурентной борьбе с автомобильными перевозчиками, то возникнет риск их полного разорения. Для этого необходимо предлагать клиентам выгодные условия, упрощать процедуры оформления грузов. Хорошим началом станет быстрая отправка тех партий товаров, вес которых не превышает 100 тонн. При ее осуществлении в течение одних суток спрос существенно возрастет, так как это является основным преимуществом автомобилей.